Новая стратегия глобальной безопасности «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Хотя всеми осознается, «что спасение человека дело рук самого человека», понятие «чрезвычайная ситуация» до сих пор продолжает рассматриваться с позиции эффективности профессионально организованных служб. В результате профессионально организованные службы оказываются в качестве медицины, которая все лечит и ничего не излечивает. Ибо источники большинства чрезвычайных ситуаций лежат в самом человеке, в ориентации его индивидуальной и коллективной жизни. Ибо даже в ситуации природных катастроф человек имеет все, для того чтобы организовать собственное спасение на порядок эффективнее, чем это может сделать любое животное. Я бы назвал это как индивидуальное и коллективное «чувство катастрофы». Многочисленные исследования показывают, что перед природными катаклизмами изменяется поведение не только животных. Человеческое тело и психика реагируют на любую ожидаемую трагедию ростом эпидемий, неврозов, психических срывов.
Представьте ситуацию: вор вошел в квартиру, а там его встречает милиция; бомба падает на дом, а жителей там уже нет; землетрясения еще нет, а люди ушли из домов; потоп придет через месяц, а население давно проживает в другом месте; человек случайно оказался в тайге, но уверен, что тайга и накормит, и напоит, и даст кров над головой; оказался на долго в холодной воде, но точно знает, что вода – это его среда обитания, в которой он свободно может проживать сутками… До нас до сих пор не доходит один простой естественнонаучный факт: человек часть природы. Стало быть, он несет внутри себя все свойства самой природы. Стало быть, он потенциально способен чувствовать среду обитания не хуже, чем любое животное. Стало быть, он способен чувствовать ритмы времени и пространства, ритмы событий и опасностей. Более того: в отличие от животного человек может сознательно ставить задачу развития в себе сверхчувствительности к таким процессам, ритмам и событиям.
Знаем ли мы сами, что это действительно так? Как ни странно, знаем. Более того: знает не только наука. Знает каждый маломальский грамотный человек. Тогда в чем же дело? Почему вместо затрат на лекарства мы не увеличиваем расходы на активизацию адаптивных и защитных сил человека? Ведь очевидно: здоровье есть ни что иное, как мера психофизиологической устойчивости человека. Чем выше эта устойчивость, тем меньше расходов на врачей, поликлиник, больничных коек, лекарства. Чем выше эта устойчивость, тем меньше индивидуальных и семейных трагедий и катастроф. Ведь очевидно: чем выше индивидуальная и коллективная поведенческая устойчивость человека в разных средах обитания, тем меньше у государства болит голова по поводу того, как спасти очередную партию немощных людей от социальных и природных джунглей, от социальных и природных катастроф. Чего же люди ждут для того, чтобы однажды по-настоящему взяться за себя и научиться правильно распоряжаться данными им, по сути, неисчерпаемыми ресурсами для эффективного выживания и спасения? Отвечу, – людям не хватает такого шока, который однажды заставит их протрезветь оттого, что натворили, что навлекли на себя своим беспробудным сном, своей неразумной жизнью.
Возникает естественный вопрос – что ведет к росту агрессивности человека к человеку, что ведет к нарастающей волне преступности и индивидуального терроризма? Что ведет к росту этнической, политической, религиозной нетерпимости, ведущей к нарастающей волне коллективного террора, частным случаем, чего выступают военные конфликты?
Обо всем этом написано много исследований – политических, экономических философских и психологических. К сожалению, многолетние размышления людей на эту тему можно выразить фразой, связанной с глубокомысленным покачиванием головой на тему «Все, происходит так, как происходит». Причем ясно, что все действительно так и происходит. И сегодня мы бы с удовольствием дополнили список «мудрых», если бы не одно «но»: кончился резерв времени, данной человечеству для принятия решений о собственном выживании как форме планетарной жизни.
Почему собственно, все происходит так, как происходит? Это первый вопрос, который автор как физик-кибернетик, вынужден был задать самому себе. И что из этого вышло? Обнаружилось, что все без исключения глобальные проблемы и возникающие за их счет природные, социальные, психологические и нравственные катастрофы вызваны мировоззрением, ориентированным на ничем неограниченное потребление ресурсов природы в угоду нарастающим нуждам человека. Поиск решения проблем глобального выживания через новые ресурсо- и энергосберегающие технологии — естественный, понятный, необходимый, но бесперспективный путь развития человеческой цивилизации. Идя таким путем, надо ясно отдавать себе отчет в том, что новые технологии не устраняют главного — источник возникновения ситуаций катастроф. Что никакие технические и государственные системы не обеспечивают рост у человека чувства катастрофы и готовности заблаговременному реагированию на катастрофы и их последствия. Противоречие между неограниченным ростом человеческой популяции и ограниченностью земных ресурсов достигло той критической точки, когда само выживание человека как планетарной формы жизни требует фундаментального пересмотра стратегий развития.
Откуда берутся стратегии развития? Ответ на этот вопрос давно дан теорией адаптивных систем. Человек (человечество) – часть природы, часть мира. При таком понимании у человека и цивилизации есть только два возможных направления развития. Первое — это приспособление сил природы для защиты человека, что ведет к нарастающему потреблению ресурсов природы. Этим путем, по сути и идет мир людей до сегодняшнего дня. Последствия очевидны: рост давления человека на природу разрушает среду обитания, и, как следствие, ведет к разрушению самого человека – его здоровья, психики, отношений. Но самое главное – нарастающая опора на внешние системы защиты от голода, холода и опасностей ведет к снижению способности человека чувствовать мир и адекватно реагировать на него. Второе направление развития – это повышение адаптивных возможностей самого человека и человеческого мира как целостной системы. Первый путь порождает культ потребления, который поколение за поколением все более подчиняет все стороны общественной жизни – политику, экономику, образование. Второй путь порождает культ поиска и пробуждения индивидуальных и коллективных возможностей самого человека.
Теория адаптивных систем задает и интегральный параметр оценки внутреннего потенциала системы. Такой характеристикой является интервал ее устойчивости к различным характеристикам среды. Цивилизация культа потребления направляет все внимание и энергию человека на воздвижение защитных барьеров – от голода, холода, нарастающих болезней, от агрессивности других людей и народов. Результатом становится нарастающая год за годом, поколение за поколением неустойчивость – физиологическая, психологическая, социальная, нравственная, поведенческая в разных условиях среды обитания. Цивилизация осознающего себя разума (ноосферная цивилизация, – по Вернадскому) все внимание и энергию человека направляет на исследование, пробуждение и включение резервных возможностей индивидуальной и коллективной жизни. Результатом становится непрерывный рост интервала нравственной, психологической, социальной и генетической устойчивости человека и человеческого сообщества как целого.
Интервал устойчивости напрямую связен с затратами на жизнеобеспечение. Чем ниже интервал устойчивости, тем выше затраты, необходимые для поддержания жизни. И наоборот: рост интервала устойчивости с необходимостью ведет к снижению затрат на защитные барьеры от голода, холода, болезней, агрессивности. Первый путь (культ потребления) ведет к непрерывному росту расходов материальных ресурсов и принципиально не гарантирует решение ни одной человеческой проблемы. Более того: этот путь порождает немыслимую для мыслящего разума необходимость защиты самой природы от нарастающей агрессивности человека, что противоречит самой сути понимания человека, как части природы, как части мира. Второй путь (ноосферный) заставляет шаг за шагом подчинить все сферы общественной жизни только одному – активизации человеческих ресурсов.
В исследовании стратегий развития базовой характеристикой самих ресурсов является их отчуждаемость и обратимость. Цивилизация потребления ищет решение своих проблем в производстве и использовании материальных ресурсов. Эти ресурсы отчуждаемы и необратимы (отдал – не твое, использовал — износилось). Ноосферная цивилизация ищет решение проблем через активизацию и интеграцию сил человеческого разума. Энергия человеческого разума неотчуждаема (отдал – ресурс остался твоим), и обратима (использовал – не износилось). Более того: она не просто обратима. Энергия человеческого разума обладает еще одним поразительным свойством, — свойством самогенерации: чем активнее и эффективнее использован человеческий ресурс, тем быстрее он растет. Способность человеческого ресурса к самогенерации открывает, по сути неограниченные возможности на пути развития цивилизации. Именно эта способность открывает реальные перспективы перехода от цивилизации потребления к цивилизации ноосферной. Ибо чем выше роль внутренних ресурсов человека в решении проблем, тем меньше требуется материальных затрат на реализацию принятых решений. Предел уменьшения материальных затрат задает понятие об идеальном решении, сформулированное в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Идеально то решение, процесс реализации которого достигается путем изменения функций наличных материальных систем. Пример – здоровье нации. Классическая медицина ориентирована на борьбу против болезней – многочисленных нарушений человеческого организма вследствие сужения интервала психофизиологической устойчивости человека. Создана гигантская материальная индустрия со своими институтами, поликлиниками, аптеками. Причем и медики, и мы заведомо знаем – не устоять медицине против нарастающего вала все более пагубных болезней. Ибо здоровье не есть отсутствие заболеваний. Здоровье есть проявление интервала физиологической и стрессовой устойчивости человека. Здоровье есть мера активизированности адаптивных и защитных сил человеческого организма и психики. И решение проблемы здоровья вовсе не в изобретении все более изощренных лекарств и методов лечения. Решение проблем здоровья – в ориентации всех наличных систем общества (политики, информации, медицины, образования) на осознание, включение и использование людьми того защитного потенциала, который живет в них изначально.
Итак, во всем: решение любой глобальной проблемы может быть получено системным изменением функциональной направленности общественных сфер.
Акбашев Т.Ф. 1999 г.
Так я думал двадцать лет тому назад. Но не тут-то было. Оказалось, что массовое сознание, в том числе ученых, кардинально не готово к такому восприятию. Более того: выяснилось, что большинство ученых просто не способно осознавать роль знаний как инструмента управления развитием. Хотя признавалось, что знания могут и разрушить, и созидать гармонию мира, ученые не соотносили этот факт с собственной профессиональной деятельностью. Выяснилось, что проблема не в решениях, которые автоматически вытекают из кибернетики и теории адаптивных систем. Выяснилось, что проблема в способности самих ученых изменить собственные установки на роль знаний в жизни людей, истории, и в осознании путей эволюции Разума во вселенной. Так онтологический аспект, связанный с познанием мира, для меня повернулось обнаружением аксиологических и психологических барьеров массового сознания без сознательной работы, с которыми оказалось бессмысленным само знание.
Но все происходит, как должно происходить… Согласно кибернетике, мир само организован и всему свое время.
Все мы читали, что в состоянии шока женщина способна остановить машину, наезжающую на ее ребенка. Откуда у нее эти силы? Каким предстоит проснуться однажды человеку, когда пробуждение этих сил как естественных свойств каждого человека станет реальностью?